Сайменский канал
После русско-шведской войны 1808-1809 годов Финляндия из состава Швеции перешла в состав Российской империи как Великое княжество Финляндское.В 1826 году на заседании городских судов Саволакса и Карелии решено было отправить в Санкт-Петербург депутацию крестьян к только что вступившему на престол императо ру Николаю I,чтобы тот нашёл возможность соединить озёрный край с приморскими городами.Николай I при -нял и выслушал депутатов,повелел произвести необходимые изыскания.Но реальных средств не было,поэтому к прокладке канала так и не приступили.
В 1834 году губернатор Выборгской губернии Август Рамзай вновь поднял вопрос о канале.Ход делу в Петер -бурге дали.В Выборге был учереждён комитет для составления плана и сметы,были подготовленны технически расчёты.Интерес Николая I к данному объекту объяснялся тем,что растущая российская столица испытывала постоянную потребность в пиломатериалах,посьтупавших в неё с территории Саймы.Проект канала был при- нят,и в мае 1845 года начались строительные работы.
Строительство шло с мая 1845 по 1856 год.Строительство канала обошлось Финляндии дороже,чем годовой бюджет,около 3 миллионов рублей.Срок окупаемости рассчитали без малого 25 лет.Это было крупнейшее строительство того времени.Торжественное открытие канала состоялось 26(7 сентября)1856 года в честь дня коронации нового русского императора Александра II.В этот день в Выборге состоялся праздничный фейерверк,во время которого в Выборгском замке вспыхнул пожар,нанёсший значительный урон ансамблю.
РАБОТА ДО 1939 ГОДА.
Сайменский канал стал крупнейшим шлюзовым каналом Финляндии,его доля в канальных грузоперевоз- ках во второй половине ХIХ века превышала 50%,да и в первые годы ХХвека оставалась значительной. Так же канал способствовал развитию туризма.
|